• nnas12

Вывески-символы

Пост обновлен 18 сент. 2019 г.


Проспект Ленина. Фото из альбома 1980 г.

Ни для кого не секрет, что наружная реклама, наряду с архитектурой, участвует в формировании облика улиц. Через вывески и витрины, их содержание и внешний вид, мы можем понять, чем живёт город, насколько он развит не только с социально-экономической точки зрения, но и с духовной: ценят ли местные жители свою историю и традиции, обладают ли чувством вкуса. Вывеска – лицо фирмы. А за любой фирмой стоят живые люди, со своими взглядами на жизнь, на город и на своё место в нём.


В Иванове ещё можно встретить улицы, наполненные настоящим винегретом из пёстрых вывесок и баннеров. Весной 2019-го городская администрация утвердила дизайн-код для вывесок, и постепенно «Шанхай» уходит в прошлое. С одной стороны, город преображается – из-под разноцветной «обёртки» открываются исторические здания, улицы становятся опрятнее и гармоничнее. Но с другой стороны, излишняя стандартизация вывесок не всегда идёт городу на пользу – в районах с типовой застройкой (проспекты Строителей и Текстильщиков, улицы Шубиных и Кудряшова) вывески, зачастую, являются ориентирами для горожан, символами и неофициальными названиями мест, точками притяжения. И унификация вывесок может сделать эти районы ещё более безликими. Так как же найти баланс между полной стандартизацией и неограниченной свободой в оформлении вывесок?


До сюда дизайн-код ещё не дошёл… Фото 2019 г.

Попробуем найти ответ на этот вопрос в недавнем прошлом: посмотрим, как эволюционировала наружная реклама в Иванове за последние десятилетия.

И начнём, пожалуй, с так называемых «вывесок-символов» - крупных конструкций, которые устанавливались на значимые общественные и промышленные здания, служили ориентирами и яркими доминантами на городских улицах.


Фабрика имени Дзержинского. Открытки 1937 и 1931 г.


В 1927 году вступила в строй фабрика имени Дзержинского – первое текстильное предприятие в Иванове, построенное после революции. Если мы взглянем на открытки 1930-х годов, то увидим, что когда-то шедевр конструктивизма украшала огромная вывеска «Прядильно-Ткацкая ф-ка им. Ф. Э. Дзержинского» с характерным для того времени шрифтом. Как долго эта вывеска существовала, точно неизвестно, но уже на открытке 1965 года она отсутствует, а на фотографии из альбома 1980 года на её месте установлен лозунг «Слава партии Ленина». Подробнее о вывесках-лозунгах мы поговорим в следующих статьях.

Фабрика имени Дзержинского. Фото из альбома 1980 г.


Вывеска «Дзержинки», в отличие от более поздних «вывесок-символов», не имела подсветки. Первая неоновая вывеска в СССР появилась в 1932 году в Москве, но наибольшее распространение газосвет получил уже после войны. Вполне возможно, что первой газосветной рекламой в Иванове были вывески на крыше «Центрального» - одного из самых популярных кинотеатров вплоть до 1970-х годов. В 1956-м году кинотеатр был реконструирован, и его крышу увенчали светящиеся вывески «КИНО». В 1975 году «Центральный» закрыли на очередную реконструкцию, и неофициальное звание лучшего кинотеатра в городе перешло к «Современнику». Реконструкция «Центрального» затянулась на десятилетия, пока, наконец, в здании не открылся торговый центр «Плаза». Исторические вывески «КИНО» исчезли в период между 1996 и 2001 годом.

Кинотеатр «Центральный». Открытка 1971 г. и фото В. Боровкова 1980-х гг.


В 1957 году завершилась реконструкция ещё одного конструктивистского здания на проспекте Ленина (а тогда – проспекте Сталина) – Главпочтамта. Крышу нарядного здания с башенкой и часами украсили неоновые вывески «Почта» и «Телеграф».

Главпочтамт. Открытка 1966 г.

Впрочем, просуществовали они не так долго, как вывески «Центрального», и уже на открытке 1971 года надпись более скромная – «Почтамт».

Главпочтамт. Открытка 1971 г.


Для вывесок 1950-х характерны строгие классические шрифты, ограниченный выбор цветов. Во многом это было связано с влиянием сталинского неоклассицизма, господствовавшего в советском искусстве в данный период. На рубеже 1950-1960-х ситуация меняется, шрифты становятся более «смелыми» и индивидуальными для каждого здания. Наиболее наглядно это можно проследить на вывесках «Центральной» гостиницы.

«Центральная» гостиница. Фото 1960 г.

Строгие угловатые надписи в начале 1960-х сменились на оригинальную неоновую конструкцию, украшавшую не только балконы, но и угол здания.

«Центральная» гостиница. Открытки 1964 и 1966 гг.


Впрочем, новая вывеска продержалась недолго, и уже в 1967-м её заменили на сдвоенные вывески белого и зелёного цветов.

«Центральная» гостиница. Фото из альбомов 1973 и 1980 гг.


В 1962 году на южной окраине города открывается автовокзал. Оригинальная вывеска украшала здание вплоть до 1980-х годов.

Автовокзал. Открытка 1965 г., фото 1960-х гг., фото из альбома 1973 г.


В 1960-е новая вывеска появляется и на железнодорожном вокзале.

Железнодорожный вокзал. Открытка 1971 г.


Интересно, что её шрифт напоминает заголовок с обложки адресно-справочной книги 1969 года издания.

Адресно-справочная книга 1969 г.

В начале 1980-х железная конструкция приходит в негодность, и её заменяют на более примитивную рисованную вывеску.

Железнодорожный вокзал. Фото 1990-х гг. из путеводителя 2006 г. и скриншот из видеоролика 1996 г.


Стоит отметить, что шрифт новой вывески похож на заголовок с обложки фотоальбома 1980 года издания.

Заголовок с обложки фотоальбома «Иваново» 1980 г.

Вплоть до конца 1990-х одной из доминант Вокзальной площади была вывеска с главным «брендом» нашего города в советский период – «Иваново – Родина Первого Совета». В начале 1960-х на её месте был другой лозунг – «Дадим государству 39 тысяч тонн мяса».

Вокзальная площадь. Фото 1960-х годов.

В конце 1960-х он был заменён на крупную неоновую вывеску, символизирующую революционное прошлое нашего города. Интересно, что в первоначальном варианте Советы были во множественном числе: «Иваново – Родина Первых Советов».

Вокзальная площадь. Открытка 1971 г.


В начале 1970-х буквы обновили, и надпись приобрела привычный вид: «Иваново – Родина Первого Совета».

Вокзальная площадь. Фото из альбомов 1973 и 1980 гг.


Вывеска исчезла после 1996 года.

Вокзальная площадь. Фото В. Боровкова 1980-х гг.


Похожей по стилю была вывеска Театра музыкальной комедии (ныне филармония).


Театр музкомедии. Открытка 1966 г. и фото из альбомов 1973 и 1980 гг.

В 1963 году на южной окраине был запущен Камвольный комбинат – одно из крупнейших текстильных предприятий в стране, выпускавшее более 40 млн. квадратных метров ткани в год.

Камвольный комбинат. Фото из альбомов 1973 и 1980 гг., фото 1980-х гг. из путеводителя 2006 г.


Административный корпус предприятия украшала неоновая вывеска, которая особенно эффектно смотрелась ночью. 

Камвольный комбинат. Фото из альбома 1980 г.


В начале 2000-х комбинат был ликвидирован. Тогда же исчезла неоновая вывеска. Сейчас в корпусах бывшего Камвольного располагается торговый центр «Евролэнд».


Ещё одним текстильным гигантом считался меланжевый комбинат, запущенный в годы первых пятилеток. Административный корпус, возведённый по типовому проекту, до начала 2000-х также украшала неоновая вывеска.

Меланжевый комбинат. Фото из альбома 1980 г. и открытка 1990 г.


В 1960-е – 1970-е неоновая реклама переживала свой расцвет. Вывески с уникальными шрифтами появляются на кинотеатре Лодзь (1966 г.)…

Кинотеатр "Лодзь». Фото из альбомов 1966 и 1973 гг.


… Центральном универмаге (1968) и Доме быта (1969)…

Дом быта и центральный универмаг. Фото из альбома 1980 г. и фото В. Боровкова 1980-х гг.


Центральный универмаг. Фото из альбома 1973 г. и фото 1990-х гг. (после демонтажа вывески).


Дом быта. Фото из альбома 1973 г.


… кинотеатре «Искра» (1969)…

Кинотеатр «Искра». Фото из книги «Завтра Родины Первого Совета" 1970 г.


… «Советской» гостинице и ресторане «Россия» (1970).

«Советская» гостиница и ресторан «Россия». Фото из альбомов 1973, 1980 гг., открытка 1971 г., фото из альбомов 1981 и 1973 гг.


Как ни странно, эти и другие подобные вывески в большинстве случаев просуществовали недолго. Первой в конце 1970-х исчезла вывеска с крыши «Советской» гостиницы – её заменили на более утилитарную небольшую конструкцию над входной группой.

«Советская» гостиница. Фото 2000-х гг.


В 1980-е сменилась вывеска на кинотеатре «Лодзь»…

Кинотеатр «Лодзь». Фото 2018 г.


…А также на автобусном вокзале.

Автовокзал. Фото 2000-х гг.


Кризис, охвативший в 1980-е практически все сферы жизни советского общества, негативно отразился и на наружной рекламе. Приходившие в негодность оригинальные вывески 1960-х меняли на примитивные конструкции, фактически лишённые какого-либо художественного замысла.

Примерами деградации дизайна наружной рекламы в конце 1970-х - 1980-е можно считать вывески мебельного комбината…

Бывший мебельный комбинат. Фото 2019 г.

…Завода Торфмаш…

Завод «Ивторфмаш». Фото из альбома 1980 г.


…Завода Ивтекмаш…

Завод «Ивтекмаш». Фото из альбома 1980 г.


…Ивановского государственного университета. Последние две вывески подсвечивались с помощью обычных ламп накаливания, которые были более ремонтопригодны, но выходили из строя ещё быстрее, чем неоновые трубки.

Ивановский государственный университет. Фото из альбома 1980 г.


А пока что вернёмся на десятилетие назад, когда неоновая реклама в Иванове достигла пика своего развития. В 1975 году был открыт кинотеатр «Современник», который сразу после закрытия «Центрального» приобрёл статус лучшего кинотеатра в городе и оставался таковым вплоть до 2000-х годов. Вывески «Современника», - пожалуй, лучшее, что когда-либо создавалось в Иванове в сфере наружной рекламы. 

Кинотеатр «Современник». Фото из альбома 1980 г.


Первоначально все вывески «Современника» имели подсветку, а на крыше была установлена бегущая строка, на которой можно было отследить названия фильмов в прокате и их сеансы. 

Кинотеатр «Современник». Фото из путеводителя 2006 г. и фото А. Мельникова 2003 г.


Застеклённый торцевой фасад с красной неоновой вывеской на крыше украшали витражи на тему освоения космоса (сейчас они закрыты рекламным баннером), а на главном фасаде по-прежнему висит барельеф с космонавтом.

Кинотеатр «Современник». Фото 2004 г.


Вывеска «Киноцентр» над главным входом имела неоновую подсветку зелёного цвета, а оцинкованные буквы «Современник» подсвечивались сзади обычными лампами накаливания. 

Кинотеатр «Современник». Вывески над входной группой. Фото 2019 г.


К сожалению, в 2000-е были утрачены ещё две вывески, висевшие по бокам входной группы. 

Кинотеатр «Современник». Фото из альбома 1980 г. Частично видна боковая вывеска, утраченная в 2000-е гг.


В 2010 году «Современник» перестал функционировать. В будущем в здании бывшего кинотеатра планируется открыть культурно-досуговый центр. Мы приложим максимальные усилия, чтобы оригинальные вывески, вместе с витражом и барельефом, были сохранены и отреставрированы.

Кинотеатр «Современник». Фото 2018 г.


Несколько крупных общественных зданий в 1970-е появляются на южной окраине города. В 1976 году открылся Дом Моды. Две огромные вывески на крыше здания сочетают в себе черты модернизма и брутализма.

Дом моды. Фото начала 1980-х гг., открытка 1986 г., фото 2016 и 2018 гг.


В похожей стилистике выполнена вывеска бывшего ресторана «Дружба», а ныне одноименного торгового центра. Первоначально вывеска имела красную окантовку, но впоследствии была выкрашена полностью в белый цвет.

Ресторан «Дружба». Фото 1980-х и 2018 гг.


Вплоть до начала 2010-х на крыше СТО на улице Станкостроителей размещалась гигантская неоновая вывеска «Авто обслуживание». Недавно её заменили на новодел, по очертаниям напоминающий историческую вывеску.

Станция техобслуживания автомобилей. Фото из альбома 1980 г.


Аналогичная судьба постигла вывеску гостиницы «Турист». Большую железную конструкцию, первоначально располагавшуюся на крыше, уменьшили в три раза и спустили на входную группу, а потом и вовсе заменили на новодел. Впрочем, это один из немногих примеров, когда дизайн новой вывески почти полностью скопирован с исторической конструкции.

Гостиница «Турист». Открытка 1986 г. и фото 2019 г.

Советская наружная реклама – это целый пласт истории нашего города, и при этом фактически не изученный. Уникальные детали, которые частично ещё могут быть спасены и вновь стать украшением города. В данной статье мы рассмотрели «вывески-символы» - знаковые рекламные конструкции, формировавшие облик улиц и целых районов. Наибольшее развитие такие конструкции получили в 1960-1970-е годы, но уже в 1980-х их применяли всё реже, делая выбор в пользу более дешёвых и простых в обслуживании типовых вывесок. 


Продолжение следует.





Автор блога:

Артём Никулин

Основатель проекта Engels Avenue

Участник проекта Культурный патруль

Просмотров: 29

Искусство есть, в сущности говоря, наука, именно это мы должны видеть в архитектуре.

Этьен Луи Буле

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now